Главная » Портфолио » Публикации, выступления

Самоанализ педагогической деятельности 2010г.
     Я, Батажан Лилия Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории муниципального образовательного учреждения Панинская средняя общеобразовательная школа Панинского муниципального района Воронежской области, 1970 года рождения, окончила в 1993 году Павлодарский педагогический институт. В Панинской СОШ работаю с 1993 года. Мой педагогический стаж составляет 17 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности, в том числе с учащимися классов компенсирующего обучения. В 2006-2008 гг. работала в социально-гуманитарном классе. В данный момент преподаю в 5, 6 и 11 классах.
     Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. В 5-9 классах обучение по русскому языку веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской, в 10-11 классах использую программу под редакцией А.И. Власенкова, в качестве реализации регионального компонента – программу О.В. Загоровской и О.В. Григоренко. Обучение по литературе в 5-11 классах веду по программе под редакцией В.Я. Коровиной. 
     Каждой программе соответствуют свои учебники.
Русский язык:
5-9 класс – УМК М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова «Русский язык» - Москва, «Просвещение», 2008 г. 10-11 класс – А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык» - Москва, «Просвещение», а также О.В. Загоровская, О.В. Григоренко «Русский язык», 2006 г.
Литература: 5-9 класс – УМК Коровина «Литература» - «Просвещение» 10 класс – Ю.В. Лебедев «Русская литература XIX века». – «Просвещение» 11 класс – В.П. Журавлев «Русская литература XX века». - «Просвещение»
     Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.
     Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.           
     Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы; глубоко понимаю концепцию школьного курса русского языка и литературы, его ведущие идеи, структуру содержания, логику построения. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов.
     Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение: система Е.Н Ильина, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения), реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения.
     В своей педагогической работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.
     Владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся.
    Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.
     Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», газету «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»), литературу по психологии, педагогике. Являюсь членом сообщества учителей русского языка и литературы на сайте http://it-n.ru (сеть творческих учителей), членом профессионального сообщества педагогов на сайте http://metodisty.ru/ («Методисты»).
     В моем педагогическом арсенале – многообразие видов нестандартных уроков (уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-соревнования, проблемные уроки, а в старших классах – лекционно-семинарская система обучения), накопленный за годы преподавательской деятельности богатый дидактический и наглядный материал.
     Много лет работала над проблемой «Воспитание национального самосознания на основе народных традиций на уроках литературы и во внеклассной работе». Но в последнее время возрастает доля уроков информационно-коммуникативных технологий. Поэтому, продолжая работу по воспитанию национального самосознания, все же основной темой самообразования за последние три года считаю «ИКТ на уроках русского языка и литературы». Я активный пользователь Интернет-технологий. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки (электронные учебники, тренажеры, Интернет). Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету, прививать любовь и интерес к родному языку и литературе.
     Важное место в деятельности учителя занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.
     Из года в год показываю стабильно высокие результаты качества обучения детей. В период с 2006 по 2009 год качественный показатель обучения находится в пределах 56-96%, учащиеся демонстрируют высокий уровень знаний на итоговой аттестации за курс средней (полной) школы в форме ЕГЭ. Мои ученики систематически принимают участие в школьных, районных олимпиадах и занимают призовые места. Все выпускники (100%) поступают в вузы России и успешно там обучаются.
     В течение многих лет являюсь руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы в Панинской школе. Знакомлю учителей с новинками образования и оказываю помощь в работе. Активно участвую в работе педагогического Совета школы, школьных и районных методических объединений. Делюсь опытом с коллегами по основным вопросам образования: «Предпрофильные элективные курсы», «Методика преподавания элективных курсов в профильных классах», «Мониторинг качества образования: новые подходы», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: из опыта работы». В рамках областного семинара, проводимого ВОИПКРО на базе Панинской школы в 2008г., дала открытый урок-подготовку к сочинению-рассуждению «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку». В 2009г. в рамках курсов повышения квалификации, проводимых ВОИПКРО, – открытый урок с компьютерной поддержкой и выходом в Интернет по теме «ИКТ на уроках русского языка: односоставные предложения (подготовка к ЕГЭ)». В 2009 году входила в состав экспертной комиссии по оценке учебно-воспитательных мероприятий соискателя высшей квалификационной категории. В 2005 году принимала участие в IV научно-практической учительской конференции с обобщением своего педагогического опыта «Воспитание национального самосознания на основе народных традиций на уроках литературы» («Известия» Научно-координационного центра. Выпуск III // Воронеж, 2005) В 2009 году принимала участие в областном конкурсе «Лучший учитель», планирую участие в этом конкурсе и в 2010 году.
     Каждый год готовлю своих учащихся к школьной научно-практической конференции. Их исследовательские работы свидетельствуют об умении проникать в ткань художественных произведений, пользоваться научно-публицистической литературой, делать правильные глубокие выводы, высказывать собственные суждения.
     Моей гордостью являются студенты Воронежского государственного университета филологического факультета – Куценкова Оксана (3 курс) и Воронежского государственного педагогического университета филологического факультета - Телкова Юлия (2 курс).
     За добросовестный труд по обучению и воспитанию подрастающего поколения награждена грамотами комитета по образованию администрации Панинского района в 1998г., в 1999г., в 2002г., Почетной грамотой главного управления образования администрации Воронежской области в 2004г. (Приказ № 39-к от 17. 02. 2004г.)
Категория: Публикации, выступления | Добавил: ya-lilia (09.04.2010)
Просмотров: 42035 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.8/18
Всего комментариев: 5
5 tatuana  
0
спасибо здорово

4 tatuana  
0
отлично спасибо

3 tatuana  
0
отлично! спасибо.

2 Хабибуллина Чулпан Шамиловна  
0
Успехов Вам ,Лилечка, не уставать. Конкретный хороший самоанализ.

1 Асаналиева Нургуль  
0
Прочитала, все очень замечательно.

Имя *:
Email *:
Код *: