Главная » Портфолио » Публикации, выступления

Воспитание национального самосознания на основе народных традиций на уроках литературы и во внеклассной работе
     Достаточно ли жить в своей стране, чтобы считать себя ее частью? Что делает нас гражданами своей страны? Любовь к языку, память о прошлом, русский дух и, конечно же, знание традиций, обрядов, фольклора. Как ни грустно сознавать, современные школьники далеки от природных истоков фольклора, мало знают и мало интересуются народными обрядами, песнями, танцами и т.д. Поэтому, выбирая тему самообразования, я ставила перед собой такие вопросы: как на основе русских традиций пробудить национальное самосознание учащихся, что можно сделать сегодня, чтобы решить проблему преемственности традиционной культуры, сохранения и передачи в живом виде новым поколениям национального культурного наследия? Хочу поделиться своим опытом работы в этой области на уроках литературы.
     Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к соей семье. Поэтому первый урок литературы в 5-ом классе начинаю с обсуждения рассказа Н.Фёдорова «Мальчик в красной рубашке». В ходе беседы ребята пытаются найти ответ на главный вопрос: почему важно знать прошлое своей семьи? Рассказываю о генеалогическом древе, показываю генеалогическое древо, составленное мной, рассказываю о своей семье, своих предках, показываю старинные семейные фотографии. Делаю это для того, чтобы вызвать учащихся на откровенное общение на уроке, стимулировать интерес к подготовке домашнего задания: расспросив родителей, бабушек или дедушек, подготовить рассказ о любом их своих предков, заглянуть в семейный фотоальбом, попробовать нарисовать на листе альбома свое генеалогическое древо. Таким образом, я, во-первых, учу детей думать о прошлом семьи, хранить устои, традиции рода, помнить о мертвых, заботиться о живых и, во-вторых, узнаю лучше своих учеников.
     Особое место в эстетическом и нравственном воспитании школьников, в формировании у них патриотического чувства отвожу урокам, посвященным устному народному творчеству.
     В 5-ом классе обращаемся к изучению пословиц и поговорок как духовному своду правил, поучений, которые помогали жить по совести. Работу на уроке стараюсь строить так, чтобы учащиеся оценили глубину их наставлений и таким образом ощутили добрую силу практической народной философии, выраженной в них. При изучении загадок знакомлю ребят с бытом русского народа, с его характером, помогаю понять, что он любил, ценил, а над чем подшучивал или насмехался.
     В 6-ом классе знакомимся с календарными, приуроченными к определенным праздникам, сказками. Ребята открывают для себя порядок традиционной жизни русского народа, полной труда и праздников, серьезных дел и часов веселья, игр и потех, песен и преданий, обычаев и примет.
     Невозможно отделить обрядовый фольклор от мифологии. Поэтому следующий этап - это знакомство с народными представлениями наших предков о мире, отраженными в славянской мифологии.
     Классическая литература во всей полноте, яркости, неповторимости отразила народные обряды, обычаи, поверья.
     Погрузиться в атмосферу таких народных праздников, как Рождество и Ивана Купала, узнать о связанных с ними поверьях, народных играх, танцах, песнях-колядках позволяет изучение повестей Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Ночь накануне Ивана Купала».
     Уроки настоящего патриотизма дает шестиклассникам Левша - герой одноименного сказа Н.С.Лескова. Знакомлю не только с понятием русского национального характера, но и в ходе обсуждения сказа воспитываю в своих учениках уважение, любовь к русскому человеку, восхищение его талантливостью. Готовим выставку изделий народных промыслов, поделок самих ребят, что способствует появлению у школьников чувства своей причастности к народной культуре и чувства гордости за свой народ.
     В 7-ом классе на примере волшебной сказки о любви «Царевна-лягушка» постигаем основы народной этики, веками выработанные правила морали, общечеловеческие идеалы, воплощенные в сказке, представления народа о добре, правде, справедливости, красоте.
     Разговор о добрых началах православной русской семьи, ее традициях и устоях, начатый при изучении сказки, продолжаем, обсуждая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и поэму М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова».
     В 8-ом классе наряду с народными лирическими песнями изучаем и обрядовые. Не только знакомимся с бытом русского народа, но и с древними символами обрядовой лирики, учимся понимать чувства, мысли, настроения народа, выраженные в песнях.
     Замечательно, что современная школа дает возможность учителю знакомить детей с творчеством замечательного, истинно русского писателя И.С.Шмелева, хранителя духовных ценностей. Его повесть «Лето Господне» воспитывает чувство любви к родине и помогает ученикам ощутить чувство духовной близости со своими предками. Эта книга стала для меня настольной. Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, неоднократно обращаюсь к изучению первой части «Праздники»: в 5-ом классе - к главе «Масленица», в 6-ом - «Рождество», в 7-ом - «Святки», в 8-ом - «Пасха». Говорим не только о христианских праздниках, но и, что не менее важно, о духовных традициях семьи и всей православной Руси.
     Продолжая разговор о связи поколений, преемственности, о национальных святынях обращаюсь в 8-ом классе к изучению рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло», в котором автор учит любить родных, знать историю семьи, хранить традиции.
     Как результат моей работы я воспринимаю искренний интерес детей к народной культуре, их потребность обращаться к этому материалу не только на уроке, но и за его пределами. Свидетельством того служат творческие работы детей, их желание сохранять народные традиции, традиции своей семьи и возросшее в них чувство гордости за свой народ, за свое Отечество.
Категория: Публикации, выступления | Добавил: ya-lilia (11.04.2010)
Просмотров: 4572 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: