Главная » Методическая копилка » Литература

"И будет лето благодатное..." (по рассказу И.Шмелева "Троицын день")
[ Скачать с сервера (47.5 Kb) ] 11.04.2010, 18:23
«...И будет лето благодатное» (по рассказу И.С. Шмелева «Троицын день»)
 
Цель урока:
- развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся;
- формировать навыки выразительного чтения;
- воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру;
- познакомить детей с одним из любимых народных праздников – Троицей;
- пробуждать в детях «любовь к родному пепелищу».
 
Эту книгу надо иметь
и постоянно возвращаться к ней,
утешаться, очищаться, лечиться ею.
И.А. Ильин
 
Слово учителя:
     Христианский календарь со своими праздниками тесно переплелся с языческой основой. Получилось своеобразное единство двух пластов: языческого и христианского. Названия и обычаи праздников – христианские, но группа обрядов связана с языческими представлениями.
     Духовная сущность русского народа: вера, обряды, быт – превосходно переданы в повести замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». В ней писатель воскрешает в памяти навсегда ушедший мир патриархальной Руси. Мы не раз обращались к этой книге на уроках внеклассного чтения. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с тем, как И.С. Шмелев, истинный хранитель духовных народных ценностей, изобразил приготовление к Троице и сам праздник.
Звучит церковный колокольный звон.
Плывет, переливается в воздухе стройный колокольный звон, возвещая о наступлении христианского праздника. Что мы знаем о христианских праздниках?
 
Сообщения учеников:
1. Христианскими праздниками называют дни, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Его Матери. Особенно торжественно празднуют двенадцать праздников (еще они называются двунадесятыми праздниками). Восемь из них называются Господними, так как посвящены памяти Господа Иисуса Христа, четыре – Богородичными, в честь Божьей Матери, Богородицы. Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи.
2. На пятидесятый день со дня Воскресения Господа Бога нашего Иисуса Христа много народу собралось в городе Иерусалиме отмечать иудейский праздник Пятидесятницы. Были среди них и ученики Иисуса Христа. Вдруг раздался сильный шум, словно пронесся мощный порыв ветра и зашелестели чьи-то могучие крылья. Языки пламени спустились с небес и прикоснулись к ученикам Христа – апостолам. Это сошел на них Святой Дух! Охваченные пророческим вдохновением, апостолы вдруг заговорили на неизвестных им ранее языках и стали проповедовать учение Иисуса Христа. До этого апостолы были обыкновенными людьми, но после того, как Святой Дух сошел на них с небес, они стали твердыми и непоколебимыми в вере, готовыми на любые испытания – и на мучения, и на смерть! После проповеди апостолов почти три тысячи человек уверовали в Господа Иисуса Христа, крестились и приняли веру христианскую. В этот день явились людям Три Лица Святой Троицы – величие Отца, жертва Сына и животворящая сила Святого Духа.
3. Поклонение Святой Троице – основа христианской веры. Троица – это не три Бога, а Бог, единый в трех лицах, неразделимых, как цвета радуги. «И нет первого или последнего, большего или меньшего, но все равны – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой», - гласит древнее учение. Бог Отец – творец неба и земли, Вседержитель, повелевающий Вселенной. Он воплотился на земле в лице Бога Сына – Иисуса Христа, Спасителя всех людей. Святой Дух – Божественная животворящая сила, исходящая от Бога Отца.
 
Беседа:
     Итак, обратимся к главе из повести Шмелева, которая называется «Троицын день». Определите настроение, чувства, которые вызвал у вас этот рассказ.
- Что представляет собой глава, посвященная Троице? (Как и каждая из главок, посвященных тому или иному православному празднику, она представляет собой описание ряда сменяющих друг друга сцен двух дней – предпраздничного и праздничного. Главки отделены друг от друга пробелами, как внутренне законченные строфы в стихотворении).
- Какой повторяющийся лейтмотив, являющийся основным, связывает главки? (Дважды в начале главы звучат слова Горкина о том, что во Святую Троицу Господь посетит землю. Вопросы героя-повествователя: «Неужели зайдет Господь во Святой Троице?» «Может быть, и входил Господь?» И в конце главы утверждение: «Прошел по земле Господь и благословил, и будет лето благодатное»)
- Назовите сопутствующие мотивы-повторы. (Мотив земли-именинницы, мотив «лета благоприятного»; «будто во сне все это»).
- В чьем восприятии переданы события? Почему? (Автор смотрит на мир глазами ребенка, он один в мире взрослых. Восприятие реальной жизни им непосредственно и очень эмоционально).
- Что можно сказать о герое-повествователе, мальчике Ване? (Отличается острой наблюдательностью и видит множество интересных подробностей).
Читаем отрывок.
- Каким настроением охвачен Ваня? (Радостное настроение, безмятежность и наслаждение жизнью).
- Какие будничные, ежедневные дела предшествуют Троице? Как готовятся обитатели дома к встрече Троицы в доме и вне дома? Каким мы видим отца Вани? (Отец Вани никогда не забывает о евангельских заповедях. Основа благополучия делового русского человека – нестяжательство, совесть, честный труд, соблюдение православной нравственной традиции).
- Кто является духовным наставником мальчика? Каким предстает на страницах повести Горкин? (Человеком высокой нравственности, который «духовную высоту» видит в религии, в истовом исполнении церковных обрядов. Предпочитает не слепое, догматическое внушение основ христианства, а стремится создать обстановку доверительной беседы с мальчиком).
- Как Ваня слушает его рассказы о церковных обрядах и народных праздниках, пересказы евангельских историй? (С неподдельным интересом).
Читаем отрывок.
Подготовленный ученик рассказывает историю Авраама.
В Ветхом Завете есть рассказ о праведном старце Аврааме, кочевавшем со своим большим стадом. Он и его жена Сарра были людьми милосердными и заботливыми. Однажды Авраам сидел у шатра под сенью могучего дуба и увидел трех путников. Дань был знойный, и Авраам предложил им остановиться и отдохнуть. Потом поспешил к Сарре и велел ей замесить лучшей муки и сделать хлеб, взял масла, молока и свежеприготовленного мяса, поставил все перед пришедшими, и они ели. После трапезы путники предсказали добрым хозяевам, что исполнится их мечта – у них родится сын. Авраам и Сарра смутились, ведь они были уже очень старыми. На это гости ответили: «Разве есть что-нибудь трудное для Господа?» И покинули шатер. Так Авраам и Сарра узнали, что их посетил сам Бог в виде Единой Неразделимой Троицы. Сообщение о «Троице» Рублева.
Величайшим творением Андрея Рублева стала икона «Троица», написанная для церкви подмосковного Троице-Сергиева монастыря. В то время, в 20-е годы XV века, на Центральную Русь обрушились невиданные бедствия – повальный мор и голод. Жизнь показалась людям невыносимо тяжелой и мрачной. А в Троицком храме осталась икона Рублева, сиявшая неземным покоем. Три прекрасных ангела в молчании сидят у стола, их головы слегка склонились друг к другу. Задумчивые взоры как бы продолжают беседу, полную сердечного согласия. Драгоценный отблеск Небесного Царства жил в красках иконы – сине-голубой, золотистой, зеленой, фиолетово-розовой. Андрей Рублев не показывает никого, кроме ангелов. На столе нет еды, только чаша с головой тельца – символ будущей жертвы Христа. Центральный ангел благословляет чашу, другие безмолвно признают необходимость искупительной жертвы ради счастья людей. Великий иконописец не обозначает лиц Божественной Троицы. Рублев создает образ неразрывного небесного союза, полного молчаливой кротости и самоотверженности.
 
- Какие чувства испытывает герой-рассказчик накануне Троицы? («будто во сне все это», боязно; «и радостно мне, и отчего-то грустно»).
- Почему ему «и радостно, и страшно»? Как проявляется любящая душа мальчика в его отношении к людям, растениям? (Мальчик нежно любит своего отца, с почтительным уважением относится к милому Горкину).
- Своеобразным «героем» шмелевской главки является береза.
Читаем описание березки.
- Какие средства художественной выразительности использует автор? Какой мальчик видит Москву? (Художественный пересказ описания Москвы от лица мальчика).
- Как встретили люди Троицу?
1. Слова Горкина о том, как земля готовится к встрече Господа Бога: она «Ему всякие цветочки взростила, березки, травки всякие».
2. Ваня во время поездки на Воробьевку видит, как «едут воза с травой, везут мужики березки, бабы несут цветочки – на Троицу».
3. Украшают березами дом и церковь.
4. Густо застилают свежей травой двор и церковный пол.
5. Идут с цветами в церковь и молятся с цветами в руках, стоя на мягкой траве.
- Зачем украшают храмы и дома свежими душистыми травами и цветами? (Так выражают свою благодарность Господу Богу. Аромат, цветущий луг напоминают небесный престол, рай).
- Почему на Троицын день в храм несут ветки березы? (На березе раньше, чем на других деревьях, появляются первые нежные листочки. У нас в России это дерево самое красивое и самое любимое. С древних времен березу почитали деревом счастья, целомудренной чистоты, любви и нежности).
- Какой запомнилась мальчику церковь Казанской Богоматери у Калужских ворот? Читаем отрывок.
В это время звучит церковная песня «Свете тихий».
- Подберите слова, передающие чувства мальчика к Богу и окружающему его Божьему миру. (Любовь, благоговение, умиление, душевный трепет).
 
Реализация индивидуального домашнего задания: сопоставить изображение Троицы Шмелевым в повести «Лето Господне» и художником Кустодиевым на картине «Троицын день».
 
- Как в вашей семье встречают этот праздник?
Работа с эпиграфом: Слова принадлежат русскому философу, большому ценителю творчества И.С. Шмелева, И.А. Ильину. Что вам открылось в этих словах? Пусть эта книга оказывает на вас именно такое воздействие.
- Давайте снова обратимся к светлой повести Шмелева и закончим урок словами, завершающими главу «Троицын день».
Под звон колоколов читаем последний абзац главы. Звучит колокольный звон.
Домашнее задание: Сочинение-миниатюра «Что понравилось в рассказе? Чем запомнилась Троица?»
Категория: Литература | Добавил: ya-lilia
Просмотров: 2322 | Загрузок: 165 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: